Феномен дезадаптации: виды и профилактика нарушения

Эмоции и чувства

Один из признаков зрелой личности – это ее способность адаптироваться к окружающей действительности. Это показатель психологической зрелости, уверенности в себе и наличия внутренних опор. Но часто встречается и обратное явление – полная дезадаптивность человека. Что это такое и можно ли с этим справиться?

Понятие и сущность дезадаптации

В психологии дезадаптация – это неспособность человека адекватно взаимодействовать с окружающей реальностью, конструктивно реагировать на перемены в жизни. Чаще всего дезадаптивное поведение выражается в одной из 2 стратегий общения:

  • агрессивной – окружение воспринимается враждебно, появляется желание выставить психологические защиты, вести себя асоциально, попирать социальные и нравственные нормы;
  • избегающей – человек замыкается в себе, старается уйти от каких-либо контактов с внешним миром, у него может развиться социофобия.

Состояние дезадаптации может носить временный характер и является просто реакцией на тяжелые жизненные обстоятельства, пережитый негативный опыт. Однако оно может стать частью личности человека, приобрести стойкий характер, повлиять на все сферы его жизни. При этом ему подвержены как взрослые, так и дети.

Совсем одна

Заметить свою дезадаптивность бывает достаточно трудно, поскольку человек слишком субъективно оценивает себя, свою жизнь. Поэтому специалисты рекомендуют использовать различные психодиагностические методики. Например, опросник Лири, который показывает разницу между «Я-реальным» и «Я-идеальным» – чем она больше, тем выше склонность к дезадаптации. Также ее можно выявить по Люшеру.

Психология выделяет несколько признаков дезадаптации личности:

  • снижение социальной активности;
  • неосознанная стратегия ухода от проблем, попытка не замечать их;
  • пассивность, ощущение беспомощности;
  • избегание принятия решений в какой-либо сфере;
  • снижение эмпатии, эмоциональной открытости;
  • развитие депрессии, тревоги, беспричинного чувства страха;
  • формирование расстройства пищевого поведения – отсутствие аппетита или переедание;
  • раздражительность, которая возникает без видимой причины;
  • расстройство эмоциональной сферы – холодность, безразличие и, в то же время, частые срывы, беспричинный гнев;
  • нежелание подстраиваться под нормы общества, демонстративный протест;
  • неспособность выходить из зоны комфорта, страх перемен;
  • растерянность или паника при резко меняющихся условиях жизни.

Важно учитывать, что по отдельности каждый из этих признаков еще не свидетельствует о том, что произошла дезадаптированность личности, нужно анализировать их в совокупности.

Виды психологической дезадаптации

По тяжести и длительности развития выделяют такие типы как частичная и полная дезадаптация. Особенности частичной в том, что она распространяется не на всю жизнь, а на какие-то ее сферы.

Например, дома или среди друзей человек может быть общительным, открытым, проявлять эмпатию, тогда как на работе чувствовать постоянное напряжение, тревогу, неспособность принимать решения, взаимодействовать с окружающими. Бывает и наоборот.

Полная выражается в глубинных изменениях личности, замкнутости, утрате социального общения и часто связана с развитием разного рода зависимостей: алкогольной, наркотической, пищевой, игровой, зависимости от телефона, социальных сетей, шопинга.

Социальная дезадаптация

Это неспособность установления социальных связей, при которой человек как бы выпадает из общественной жизни.  К признакам социальной дезадаптации относятся замкнутость, тревожность, асоциальное поведение, враждебность по отношение к окружающим, нарушение норм морали, этики.

Человек не может социализироваться, то есть стать частью определенной группы, выстроить связь с ее участниками.

Частая причина – неверно выбранные примеры для подражания, негативная среда, дисфункциональные отношения в семье.

Оскорбленный

Социальная дезадаптация бывает также, когда человек, например, не может влиться в профессиональный коллектив, чувствует себя изгоем. Часто у взрослых такое состояние наступает после трудных жизненных обстоятельств: длительной болезни, при переезде в другой город или страну. При этом ему не хватает социальных навыков, личностных ресурсов, чтобы адаптироваться к переменам и выстроить новые отношения с окружающими.

Патогенная дезадаптация

Ее причина – нервные или психические расстройства, различные заболевания или повреждения головного мозга, из-за которых человек не способен адекватно, конструктивно взаимодействовать с реальностью.

Она может носить хронический характер, например, если у человека психопатия или психоз, но может и корректироваться, допустим, если он страдает депрессивным расстройством.

Возможность дезадаптивной личности выстраивать отношения с другими будет зависеть от того, насколько выражены симптомы расстройства, какова его тяжесть, поддается ли оно полному или частичному лечению.

Психосоциальная дезадаптация

Она связана с индивидуальными особенностями личности, которые не позволяют ей адаптироваться к реальности.

Характерными признаками этой формы является то, что проблемы могут носить стойкий характер, например, из-за отклонений в волевой сфере, неспособности саморегуляции, наличия акцентуаций. Но могут быть и временными, например, при подростковом кризисе.

Суть в том, что психический и социальный статус человека не соответствует тем условиями, в которых он находится, поэтому он не может к ним приспособится.

Причины дезадаптации

Факторы, которые приводят к этому состоянию, часто проявляться еще в детстве, оказывая значительное влияние на характер человека. Можно выделить несколько причин дезадаптации, причем часто они действуют в совокупности.

С книгой

Неблагоприятная среда

Это достаточно широкое понятие, которые может выражаться в том, что ребенок:

  • рос в семье, где ему не хватало внимания, заботы, поддержки;
  • сталкивался с физическим или психологическим абьюзом;
  • подвергался травле со стороны сверстников;
  • сталкивался с педагогическим попустительством, равнодушием;
  • рос в семье, где родители сами не имели необходимых социальных навыков;
  • жил в состоянии постоянного стресса, тревоги.

Все это приводит к тому, что его взаимодействие с миром приобретает дезадаптивный характер разного уровня, от умеренного до патологического.

Смена привычного образа жизни

Порой причина во внешних условиях. Например, потеря работы, переезд, длительная болезнь, тяжелый стресс могут привести к тому, что человек утрачивает привычный круг общения, а восстановить его становится затруднительно.

Конфликт с окружением

Он начинает формироваться еще в детстве. Человек не может «договориться» с реальностью из-за своих негативных установок, неадекватных амбиций, ожиданий, требовательности, привычки обвинять других в своих проблемах, неспособности контролировать эмоциональные реакции.

Зависимость от гаджетов

Часто причина психологической дезадаптации – утрата современными детьми опыта живого общения. Из-за ухода в виртуальный мир у них просто не вырабатывается достаточно коммуникативных навыков.

Мир начинает казаться враждебным или разочаровывающим, потому что он не соответствует их представлениям, которые были сформированы на нереальных образах из социальных сетей. Хуже всего, что у таких людей наблюдается конфликт между тем, как они воспринимают образ себя, и тем, какими они являются на самом деле.

Внутренний конфликт

Человек «закрывается» от мира, хочет спрятаться в зоне, где ему комфортно, не способен выстраивать отношения с социумом из-за низкой самооценки, психологических комплексов, неуверенности в себе, страха быть отвергнутом.

Скрылась

Нехватка психологических ресурсов

Иногда дезадаптация наступает потому, что у личности нет сил продолжать взаимодействие с социумом. Такое состояние характерно для людей, столкнувшихся с хроническим стрессом, эмоциональным или профессиональным выгоранием, длительной депрессией.

Профилактика нарушения

Опасность даже временной дезадаптации в том, что она может закрепиться настолько, что ее коррекция станет затруднительной и потребует профессиональной помощи. Поэтому легче предотвратить ее наступление, чем справиться с ней.

Для этого необходимо:

  • вырабатывать адекватный образ своего «Я», то есть уметь признавать свои сильные и слабые стороны, заниматься личностным ростом;
  • находиться в контакте со своими эмоциями, разбираясь в причинах возникновения страха, гнева, раздражения;
  • учиться более конструктивным, адекватным реакциям на происходящее, например, вместо замыкания в себе, ухода от проблемы, признать ее, попытаться в ней разобраться; вместо обиды – проговорить свои чувства и найти компромисс;
  • корректировать свое восприятие в сторону большей адекватности, уходить от шаблонного мышления, негативных установок;
  • постоянно делать что-то новое – знакомиться с людьми, пробовать себя в новых сферах деятельности;
  • вырабатывать навык выхода из зоны комфорта.

Дезадаптация мешает людям жить полной жизнью, добиваться поставленных целей, выстраивать доверительные отношения с близкими, реализовывать свой потенциал, амбициозные планы. Все это возможно только если человек умеет адекватно оценивать реальность, себя, умеет творчески приспосабливаться к меняющимся условиям, при этом сам не боится меняться, расти над собой и готов открываться миру.

Анастасия Соколова
Анастасия Соколова

Практикующий психолог.
Специалист по сказкотерапии (Австрийская школа).
Тьютор. Ведущая психотерапевтических групп - личностный рост, проработка детских травм, помощь в разрешении проблем в отношениях.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
OZDOROVIK.RU
Добавить комментарий

  1. Игорь Цымбаленко

    Спасибо актуальная статья

    Ответить
  2. Станислав

    Спасибо за статью, очень много полезного для себя узнал.

    Ответить