Кризис 17 лет, юношеский кризис подростка

Кризис юности – это важнейший этап взросления, который определит, какой будет личность вашего сына или дочери. В 17 лет подростку приходится сталкиваться со множеством внутренних и внешних противоречий, и от того, как он их разрешит, будет зависеть многое в его жизни. И задача родителей не просто переживать подростковый кризис своего ребенка, но и помочь ему пройти этот период.

Суть юношеского возраста 17 лет

Возрастной кризис – это скачок психического и физического развития, который сопровождается нестабильностью, яркими эмоциональным проявлениями, импульсивностью, гормональной перестройкой.

Психология возраста 17-ти лет

В этот период подросток начинает осознавать, что авторство его жизни принадлежит именно ему. У него формируются важные психические процессы:

  • установление иерархии жизненных и моральных ценностей;
  • деятельность начинает зависеть от собственной позиции и мировоззрения;
  • осознанность себя как личности (Я-концепция);
  • формированное причинно-следственного и логического мышления;
  • появление потребности в самоопределении;
  • усложнение социальных связей и осознание себя, как части определенной социальной группы;
  • выработка более сложных защитных механизмов и личных границ.

Какой возраст считается переходным?

Кризис 17-ти лет – это просто название, которое используется в возрастной психологии. Этот период разделяется на несколько этапов:

  • 10-14 – ранний подростковый возраст;
  • 15-17 лет – средний подростковый возраст;
  • 18 лет – поздний подростковый возраст.

Смысл выделения стадий ранней и поздней юности в том, что кризис может начаться и в 13 лет, и в 18. Это зависит от индивидуальных особенностей развития в юношеском возрасте, а также жизненных обстоятельств, типа воспитания в семье. Наиболее тяжело кризис переживается у тех подростков, которые живут с излишне контролирующими или гиперопекающими родителями.

Признаки юношеского кризиса

Поскольку невозможно с точностью предсказать, в какой именно момент наступит кризис, обычно это определяется по его типичным признакам – тем особенностям, которые выражаются в поведении, мышлении и переживаниях детей, столкнувшихся с кризисом перехода к юности:

  • Юношеский максимализм.

У подростка формируется так называемое черно-белое мышление, которое делит все на четкие и понятные категории: «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «правда-ложь» и пр. В период кризиса подросток убежден, что уже все знает, категоричен в своих суждениях и отвергает мнение, отличное от его собственного.

Это вполне закономерно, потому что у девушки или юноши уже достаточно знаний, развито аналитическое мышление и есть ощущение своей взрослости на фоне более юного периода. Поэтому появляется чувство собственной правоты во всем, а мнение старшего поколения кажется незначительным. Но, в то же время, у подростков не хватает жизненного опыта, умения ставить под сомнение свою позицию, чтобы проверить ее правильность, способности смотреть на ситуацию со стороны, учитывая все аспекты.

  • Страхи по поводу будущего.

Вчерашним детям, за которых все определяли родители и общество, приходится сталкиваться с ответственностью за свою жизнь. Теперь им необходимо самостоятельно принимать решения, что приводит к чувству тревоги: страху перед будущим, страху допустить ошибку, страху неизвестности и пр.

  • Неадекватная самооценка.

Возрастная психология кризис 17 лет всегда связывает с проблемами в самоопределении и оценке себя, как личности. Для подростков характерна либо завышенная самооценка, когда они излишне уверены в себе и не могут адекватно оценивать свои поступки, либо заниженная, то есть комплексы и неуверенность. Более того, и та, и другая позиция крайне неустойчивы, поэтому самооценка может быть плавающей, со взлетами – «Я лучше всех», и падениями – «Я ничтожество и неудачник».

Это обусловлено с тем, что жизненная позиция человека еще не сформирована, он поддается мнению сверстников, в то же время, подвержен крайней самокритичности.

  • Невротические реакции.

Сильный стресс, перестройка гормонального фона, влияют и на физическое состояние подростка. Ему могут быть свойственны проблемы с аппетитом, расстройство ЖКТ, изменения в весе, низкое или высокое давление, бессонница, упадок сил или гиперактивность, кожные высыпания, нервные тики, учащенное сердцебиение, головокружение, изменение кожных покровов и другие реакции вегетативной нервной системы.

  • Эмоциональная нестабильность.

Кризис юности проявляется в «буйстве» лимбической системы, который выражается в эмоциональной лабильности. Подросток может быть то слишком веселым, то впадать в депрессивное состояние и апатию, появляется беспричинное раздражение, вспышки гнева, агрессии, внезапные приступы плача. Мальчик или девочка могут либо излишне эмоционально реагировать на внешние обстоятельства, либо впадать в безразличие, сталкиваться с ощущением опустошенности.

  • Негативизм и упрямство.

Возрастной кризис в 17 лет часто сопровождается бунтом – нежеланием подчиняться правилам, нормам, выполнять привычные обязанности. Требования и мнение взрослых начинают обесцениваться. Порой кажется, что подросток назло не выполняет просьбы родителей. Негативизм продиктован потребностью в независимости и свободе, желанием самостоятельно принимать решения и контролировать свою жизнь.

Причины кризиса юношеского возраста

В возрасте 17 лет человек сталкивается с сильным физическим и психологическим напряжением, которое приводит к постоянному стрессу, влияет на эмоции и поступки. Внутренние противоречия накладываются на сложности взаимодействия с внешним миром, в юношеском возрасте меняется социальная ситуация развития.

Кризис в юношеском возрасте связан с несколькими причинами:

  • потребность в профессиональном самоопределении – 17-летние юноши и девушки активно ищут себя и пытаются выбрать свой жизненный путь, остро встает выбор профессии и ответственность за этот выбор;
  • повышенная требовательность и ожидания ближайшего окружения – от подростков ждут достижений, взрослых поступков, хорошей сдачи ЕГЭ, осознанности;
  • вынужденный выход из зоны комфорта – происходит изменение привычной жизни, ее ритма, обстановки, появляется необходимость общаться с новыми людьми и адаптироваться к новым ситуациям;
  • проблемы с личностным самоопределением – в период юношеского кризиса человек пытается понять: «Кто я есть?», «Какой я есть?», выстроить свою систему ценностей и мировоззрения;
  • конфликт между стремлением быть частью социума (занять в нем свое место, быть как все в определенном сообществе) или стремлением к одиночеству, изолированности (быть не таким как все, индивидуальным).

Риски кризиса юношеского возраста

Сам по себе кризис ранней или поздней юности – это вполне нормальное явление, через него проходит каждый человек. Но проблема в том, что в семнадцать лет парень или девушка ощущают себя взрослыми, хотя еще не способны прогнозировать последствия своих поступков. Поэтому этот период чреват совершением многих ошибок, связанных:

  • с карьерой – например, неправильный выбор профессии или учебного заведения;
  • с личной жизнью – любовь и секс могут привести к нежелательной беременности, ошибочному браку и глубокому разочарованию в отношениях;
  • с законом – стадный эффект и желание самоутвердиться в компании сверстников приводит к неадекватным поступкам и последующему наказанию за них;
  • со здоровьем – из-за напряжения и неправильного выбора, подросток может разрушать свое здоровье вредными привычками и неправильным, а порой и опасным, образом жизни.

Проблема в том, что кажется нормальным и адекватным в 18 лет, не кажется таковым в 30 или 40, но в моменте здесь и сейчас подросток не способен мыслить в перспективе и осознавать последствия своего выбора. У него еще недостаточно развито критичное мышление, саморегуляция, что усугубляется нестабильным гормональным фоном и, как следствие, привычкой принимать решения под воздействием эмоций, а не разума.

Что делать родителям

Если у вас с ребенком сложились доверительные открытые отношения, основанные на уважении его личности и признании права на выражение эмоций и мнения, то юношеский кризис может пройти вполне спокойно и даже незаметно. Но такие отношения строить в период, когда кризис наступил, уже затруднительно, чувство доверия закладывается на протяжении всей жизни ребенка.

Есть несколько рекомендаций родителям, как пережить кризис юношеского возраста своего ребенка:

  • Дайте больше пространства.

У подростка должно быть свое место для жизни – его комната, его вещи, его занятия. Все то, где он чувствует себя главным. Не требуйте уборки в комнате, если он этого не хочет, ведь она принадлежит ему.

Еще один важный момент – если подросток не хочет разговаривать, запирается у себя, замыкается в себе – уважайте его право на личное пространство. Быть в одиночестве, изоляции – это важный момент. Психика подростка переживает настоящую бурю, и чтобы ее пережить, нужно сократить внешние стимулы.

В то же время, если он захочет поговорить и чем-то поделиться, дайте понять, что вы рядом. Но откровенничать или нет – это только его решение.

  • Поощряйте его выбор.

У подростка на все есть свое мнение. И если вы с ним не согласны, спорить, запрещать и переубеждать его просто бесполезно. Чувство протеста возьмет верх, и он сделает все с точностью наоборот. Поэтому родителям нужно научиться отпускать ситуацию до определенного момента. Например, если ваш ребенок решил выбрать профессию, которую вы считаете явно неподходящей, вместо спора, помогите ему устроиться на практику и на своем опыте убедиться, подходит она ему или нет. Важно давать ему возможность ошибаться и самому осознавать это.

  • Дайте больше свободы.

В вопросах, которые не связаны с его жизнью и здоровьем, давайте полную свободу. Так вы снизите его негативизм и укрепите доверие между вами. Какие именно это вопросы? Например, как одеваться, в какой цвет красить волосы и пр.

  • Терпимо относитесь к максимализму.

Категоричность суждений в ранней юности – это нормально. Не нужно злиться, спорить, демонстрировать, что вы лучше знаете, как жить. Вместо этого научите его правильно мыслить, сомневаться, анализировать, учиться сложнее смотреть на вещи.

Сделать это достаточно просто. Если у вашего ребенка сформирована какая-то позиция, обсудите ее. Попросите привести аргументы и доводы. Выслушайте, согласитесь с тем, что его мнение имеет место быть. Фишка в том, что просто высказанная позиция кажется правильной. Но когда подросток приводит аргументы, он сам начинает осознавать, насколько они правильны и объективны.

После того как выслушали, скажите, что вы принимаете его позицию и не будете с ней спорить. А потом спокойно приведите контраргументы, но не в качестве спора, а с позиции: «Вот мое мнение, оно немного отличается от твоего, но это нормально, это не означает, что я прав». Важно, чтобы подросток выслушал другую точку зрения и сам пришел к выводу, подходит она ему или нет. Выбор не должен быть навязан вами.

  • Обозначьте принципиальные границы.

Поскольку подростковый период может привести к серьезным жизненным ошибкам, важно, чтобы родители, при предоставлении свободы, проводили четкую грань, которая обозначает вещи и поступки, которые нельзя делать никогда. При этом запрет должен быть подкреплен логическими доводами. Это должно быть не требование, а разговор по душам, в которым вы даете понять: «Я верю, что ты меня услышал, и что я могу тебе доверять».

  • Станьте для подростка авторитетом, а не воспитателем.

Воспитывать и поучать уже слишком поздно, ваш ребенок вырос. Подростковый период – это время, когда он нуждается в опоре, поддержке и авторитетах, на которые готов равняться. Если ими не станете вы, то станет кто-то другой: блогер из TikTok, видный общественный деятель, рэпер, Ганди, Илон Маск или асоциальная личность из преступной группировки.

Быть авторитетом – значит внушать уважение и желание подражать, ценить ваше мнение, нуждаться в вашем совете, бояться вас разочаровать.

Родителям важно помнить, что юность и кризис идут рука об руку. Переживания и сложности подросткового периода – это вполне закономерный этап в развитии и самоопределении, становлении вашего ребенка, как взрослой осознанной личности. И ваша задача стать проводником, наставником для него, показать, что вы на его стороне. Тогда кризисы перехода к взрослости пройдут относительно легко.

Анастасия Соколова
Анастасия Соколова

Практикующий психолог.
Специалист по сказкотерапии (Австрийская школа).
Тьютор. Ведущая психотерапевтических групп - личностный рост, проработка детских травм, помощь в разрешении проблем в отношениях.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
OZDOROVIK.RU
Добавить комментарий