Адаптация к школе – это процесс привыкания ребенка к совершенно новым условиям, в которые он попадает, когда идет в 1 класс. Причем привыкание и принятие новой среды происходит как на психологическом, так и на физиологическом уровне и может сопровождаться рядом трудностей. Как помочь ребенку пройти адаптационный период? Какие дети могут столкнуться с проблемами при адаптации к первому классу?
- Как происходит адаптация
- Виды адаптации
- Физиологическая адаптация
- Социально–психологическая адаптация
- Этапы адаптации
- Нормы адаптации первоклассников по ФГОС
- Сколько времени занимает адаптация в первом классе
- Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации
- Трудности адаптационного периода
- С какими трудностями сталкиваются первоклассники
- Причины школьной дезадаптации
- Как помочь ребенку в процессе адаптации к школе
Как происходит адаптация
Почему адаптации первоклассников к школе уделяется так много внимания? Дело в том, что от того, как она пройдет, во многом будет зависеть отношение ребенка к школе в принципе, его успеваемость, социальная включенность в новую жизнь, где есть одноклассники, друзья, учителя.
С точки зрения психологии, адаптация к школе – это важный этап социализации личности. Первоклассник становится частью новой социальной группы через усвоение установленных в ней норм и правил.
Но при этом адаптация первоклассника редко проходит без трудностей и это вполне нормально. Даже взрослые люди порой испытывают стресс, когда им нужно выходить из зоны комфорта, привычной среды, в которой им все понятно, и оказываться в неизвестных условиях.
Для детей это труднее еще и потому, что школа – это совершенно новая ситуация, при которой:
- появляется множество незнакомых людей;
- устанавливается совершенно новый режим дня;
- предъявляются более серьезные требования к дисциплине и самостоятельности;
- появляется необходимость длительное время усваивать новый материал вместо того, чтобы играть;
- резко снижается возможность для активной деятельности.
Виды адаптации
Из-за изменения среды и условий ребенок переживает стресс и сильные нагрузки. На первых этапах адаптации первоклассников в школе все ресурсы организма уходят на то, чтобы справиться с этими перегрузками. Со стороны это может быть незаметно, особенно, если ребенок нормально выполняет задания в школе, умеет читать и писать. Родителям может казаться, что он успешно прошел период социализации в первом классе.
Но важно понимать, что адаптация первоклассников условно делится на 2 вида: физиологическая и социального-психологическая.
Физиологическая адаптация
Это привыкание организма школьника к новой среде, режиму сна и бодрствования, учебы и прогулок, питанию в школе. Также физиологическая адаптация к школе включает «перенастройку» систем организма для процесса обучения, спокойному сидению за партой, слушанию учителя и пр.
Социально–психологическая адаптация
Это общее понятие, которое включает в себя много аспектов:
- социальная адаптация – ребенку нужно приспособиться к общению с новыми людьми, проявлять общительность, усвоить социальные нормы, обучаться «деловому» общению;
- организационная адаптация – принятие на себя новой роли ученика, правил поведения и требований, которые эта роль предполагает;
- учебно-мотивационная адаптация – появление устойчивого мотива к обучению и усвоению новых знаний;
- психологическая адаптация – эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к школе, себе, своим одноклассникам, его переживания, страхи, мысли.
Социально-психологическая адаптация также включает обучение правильному принятию критики, умение регулировать свое поведение, удерживать внимание на нужной информации, проявлять самостоятельность, инициативность, настойчивость, упорство, добиваться результата.
Этапы адаптации
Поступление в первый класс и школьная адаптация условно разделяются на несколько этапов:
- физиологическая буря – системы организма тратят все силы, чтобы справиться с нагрузками, поэтому в этот период у ребенка может быть расстройство эмоциональной сферы, повышенная утомляемость;
- неустойчивое приспособление – организм уже прошел пик и начал понемногу осваиваться с новыми условиями, но все еще тратит на это большую часть физических и психологических ресурсов;
- устойчивое приспособление – условия начали восприниматься как норма, и фокус внимания сместился на сам процесс обучения и общения с откосниками.
Скорость прохождения этапов адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от внешней среды.
Нормы адаптации первоклассников по ФГОС
Согласно установленным новым стандартам, критерии успешной адаптации детей к школе сильно расширились. Они уже давно не ограничиваются тем, что, если ребенок выполняет задания и слушается учителя, значит у него нет проблем в адаптации.
Нормы адаптации по ФГОС:
- низкий уровень – ребенок усваивает школьную программу фрагментами, нарушает дисциплину, отрицательно относится к школе, мало общаться с одноклассниками, жалуется на самочувствие (болит живот, голова, тошнит и пр.);
- средний уровень – у ребенка в целом положительное отношение к школе, но бывают перепады настроения, привыкание к новым условиям длилось 2-3 месяца, сформировались дружеские отношения, ребенок усваивает программу, но учителю требуется больше внимания к нему, чтобы помогать;
- высокий уровень – адаптационный период длился 2-6 недель, ребенок замотивирован, легко усваивает программу, занимается самообразованием, может решать задачи повышенной сложности, имеет друзей в классе.
Сколько времени занимает адаптация в первом классе
Четких нормативов в этом вопросе нет. Адаптация младших школьников зависит от многих факторов, и особенно – от индивидуальных характеристик детей. Те, у кого процесс адаптации проходит хорошо, обычно полностью привыкают к новым условиям за 2 месяца. Если уровень адаптации средний, то может понадобиться до полугода. При низком уровне адаптации вообще нет четкого критерия, все зависит от усилий родителей и учителей, которые должны помочь ребенку справиться.
Важно понимать, что даже высокоадаптивные дети могут выйти за рамки «нормальных» сроков адаптации, например, из-за болезни в первые месяцы обучения, плохого контакта с учителем и пр.
Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации
Признаки нормальной адаптации первоклассника:
- активность ребенка – у него нет ярко выраженной хронической усталости после школы, ему достаточно энергии, но при этом он не приходит перевозбужденным, эмоционально-неустойчивым;
- положительное отношение к школе – ребенок с радостью и взахлеб рассказывает о своих успехах, о том, что он узнал нового, о других учениках;
- нормальное физиологическое состояние – ребенок редко жалуется на плохое самочувствие, у него хороший сон и аппетит;
- формирующийся круг друзей – ребенок знает имена одноклассников, у него появляются более близкие связи с ними;
- положительное отношение к учителям, которые становятся для ребенка значимыми фигурами в их жизни, он чувствует к ним доверие.
Трудности адаптационного периода
Дезадаптация – это нарушения в процессе приспособления к новой реальности, то есть негативные проявления, которые мешают ребенку в нормальной адаптации в школе.
Дезадаптация может возникать на первых этапах, когда малыш только осваивает новые условия, но также она может появляться во время перехода из одного класса в другой, при смене школы, или же на фоне обострившихся конфликтов.
С какими трудностями сталкиваются первоклассники
Недопонимание с учителем, проблемы с установлением контакта со сверстниками, неготовность освоения школьной программы, трудности в семье, проблема утреннего пробуждения, непривычное питание в школе – на самом деле любые сложности могут привести к нарушению адаптации младших школьников. Как определить, есть ли они, особенно, если ребенок о них не говорит?
Признаки дезадаптации в начальной школе:
- негативное отношение к школе, желание вернуться в детский сад, отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
- частые жалобы на физическое состояние, плохое самочувствие в будни, которое улучшается на выходных;
- отсутствие какого-либо желания говорить о школе, односложные ответы на вопросы родителей, подавленность и замкнутость ребенка;
- резкая смена поведения – например, ребенок всегда был подвижным и жизнерадостным, но вдруг стал пассивным, флегматичным, равнодушным;
- отсутствие мотивации и интереса к обучению, нежелание узнавать что-то новое, делать уроки;
- плохое поведение в классе, отсутствие дисциплины, неуправляемость;
- физиологические нарушения – проблемы с ночным сном, аппетитом, сонливость днем, повышенная утомляемость, нервозность, частые простудные заболевания, боли неясного характера, энурез, обострение аллергических реакций, кожные высыпания и пр.;
- расстройство эмоциональной сферы – оно может выражаться в плаксивости, вспыльчивости, капризности, раздражительности, подавленности, эмоциональной холодности и безучастности.
Сложность в том, что обычно признаки дезадаптации, например, плохое поведение или проблемы с эмоциями, воспринимаются родителями, как причина проблемы. На самом деле, они лишь ее следствие. Ребенок может вести себя так не специально, а просто потому, что его организм на физическом и психологическом уровне не справляется с особенностями адаптации первоклассников.
Причины школьной дезадаптации
Это могут быть как внешние обстоятельства, например, неблагоприятная среда в школе, так и внутренние противоречия, с которыми сталкивается ребенок.
К основным причинам дезадаптации относят:
- особенности индивидуального психоэмоционального развития ребенка – стеснительность, неуверенность в себе, дислексия, низкий когнитивный темп развития, синдром дефицита внимания, низкий иммунитет и частые болезни;
- повышенные физические и психические нагрузки, которые несоизмеримы тем ресурсам, которые есть у малыша;
- социальные факторы – конфликты с учениками или учителями;
- внутрисемейные проблемы – кризис отношений у родителей, рождение второго ребенка или же семейные трагедии, например, смерть близкого;
- гиперопекающие родители – ребенок в такой семье не умеет быть самостоятельным, страдает неуверенностью, у него в принципе будут проблемы с адаптацией в любом социуме;
- гиперконтролирующие и излишне критикующие родители – вместо поддержки, ребенок сталкивается с критикой, боится приносить плохие оценки, разочаровать родителей или вызвать их гнев;
- отсутствие аналогичного опыта – например, ребенок не ходил в детский сад (значит ему труднее будет принять распорядок в школе), не имеет братьев или сестер (отсутствие навыков общения со сверстниками).
Как помочь ребенку в процессе адаптации к школе
Если вы предполагаете, что у вашего ребенка могут возникнуть сложности с адаптацией, то лучший способ их преодолеть – заранее подготовиться к ним и создать для ребенка подходящие условия. Как это можно сделать? Если причина в медленном темпе развития, возможно стоит подождать год, прежде чем отдавать ребенка в школу. Если дело в низких социальных навыках, помогать ему преодолевать стеснительность, поддерживать, моделировать с ним ситуации общения.
Идея в том, чтобы постараться минимизировать негативные причины, которые могут вызвать дезадаптацию. Очень важно заранее обучить ребенка навыкам самостоятельности, поговорить с учителем, предупредив его о трудностях, с которыми ребенок может столкнуться.
Еще до начала адаптации в первых классах, важно установить распорядок дня, который будет в школе, режим сна, питания, учебы. В период адаптации нужно уделять ребенку больше внимания, поддерживать, хвалить, поощрять его разговоры о своих чувствах и переживаниях. Также следует формировать у него позитивный образ школы – как место, в котором он найдет новых друзей и узнает много нового.
Адаптация младших школьников – важный процесс взросления и развития личности ребенка и ключевую роль в этот период играет поддержка семьи и внимание близких, умение стать для малыша опорой, в которой он нуждается, выходя из зоны своего комфорт