У каждой личности есть сознание, которое может быть направлено как на внешний мир, так и на внутренний. И эта способность отличает человека от других живых существ, позволяет ему развиваться и находить смысл жизни. И все это называется – самосознание личности.
Что такое самосознание
Самосознание – это способность человека осознавать себя, как отдельную от других личность, понимать свое место в обществе, свои социальные роли, возможности, желания, потребности. Развитие самосознания начинается еще с первых лет жизни и позволяет человеку идентифицировать себя, видеть и принимать свою уникальность на всех уровнях:
- физическом – это осознание своего тела, так называемое «Я-телесное»;
- социальном – это понимание своих социальных ролей и их принятие;
- духовном – включает в себя систему морально-нравственных ценностей и жизненных принципов;
- эмоционально-волевом – это осознание своих желаний, потребностей, целей, мотивов.
Понятие самосознания долгое время рассматривалось в рамках философии неразрывно с вопросами бытия и смысла жизни. В психологии определение самосознания первым ввел Л. С. Выготский, говоря о том, что это «направленность индивида на самого себя».
Говоря простыми словами, самосознание помогает человеку понять: «Кто я есть?», «Что я из себя представляю?», «Какое место я занимаю в этой жизни?», «В чем мое призвание?», «В чем мои сильные и слабые стороны?».
Функции самосознания
Самосознание человека играет важнейшую роль в его жизни, поскольку помогает в решении сразу нескольких важных задач.
Основные функции самосознания заключатся в том, что оно:
- Стимулирует саморазвитие
Именно благодаря способности осознавать себя, человек может меняться, самосовершенствоваться, преодолевать свои недостатки и слабости.
- Помогает преодолевать экзистенциальный кризис
Он возникает, когда человек начинает задумываться ради чего живет: в чем смысл его жизни, какую пользу он приносит, как его существование влияет на других людей и что останется после него, каким будет его наследие.
- Защищает целостность личности
Самосознание строится на определенной системе ценностей и установок, которые помогают человеку ориентироваться в мире, понимать, как жить, что такое хорошо, а что такое плохо. И если кто-то пытается нарушить его представления, навязать свое мнение, самосознание помогает сохранить свою индивидуальность, не принимать чужое мнение и образ жизни.
- Регулирует поведение человека
Один из критериев самосознания – способность понимать свои желания и ставить на их основе цели. Благодаря этому у человека формируется мотивация к деятельности. Он учится управлять собой, чтобы достигнуть желаемого.
- Помогает ему сосуществовать с другими людьми
Функции самосознания не ограничиваются пониманием самого себя. Они также помогают ему оставаться частью общества, поскольку благодаря самосознанию он способен находить баланс между своими желаниями и чужими, одновременно и быть собой, и соблюдать социальные предписания.
Как формируется самосознание
Формирование самосознания – это динамичный процесс, который начинается с первых лет жизни ребенка и не прекращается до глубокой старости. Все, что происходит с человеком, все люди, с которыми он сталкивается, события, которые происходит в его жизни – все так или иначе влияет на его личность.
Но в большей степени на формирование самосознания влияют:
- физические данные – то, какое у человека здоровье, самочувствие, то, как он воспринимает свой внешний облик;
- мнение значимых взрослых – как родители воспринимают ребенка, как его описывают, фразы, которые они бросают даже в шутку и «любя», все это войдет в его представление о самом себе;
- социально-культурная среда – это предписанные конкретным обществом нормы, установки и стереотипы, которые определяют, каким должен быть ребенок;
- самоанализ – это то, как человек воспринимает себя после критической оценки своих поступков, решений, переживаний;
- опыт – важной стороной самосознания является получаемый опыт, например, если человек занял первое место на конкурсе, он начнет осознавать себя как более умного и успешного, чем если бы он занял последнее.
Предпосылки формирования самосознания определяют насколько у человека будет развит самоконтроль, самопринятие, будет ли он способен к самопознанию, сможет ли он достигнуть той степени самореализации, которая бы его удовлетворила.
Структура форм самосознания
Способность личности принимать и оценивать себя – это не отдельный навык, а сложный комплекс, поэтому структура самосознания включает в себя множество компонентов.
- Когнитивный (самопонимание). Это то, как человек сознательно воспринимает себя, в каком образе себя видит сейчас, каким представляет свой образ «будущего Я».
- Поведенческо-волевой (саморегуляция). Это то, как человек осознает и принимает свои действия, насколько их контролирует, какие цели перед собой ставит и какие способы выбирает для их достижения.
- Самоактуализация. Это стремление человека полностью раскрыть свой потенциал, развить способности, таланты и найти им применение. Говоря простыми словами, самоактуализация – это поиск своего предназначения, своего места в жизни, которое позволит полностью реализовать свои потенциальные возможности.
- Самооценка. Структура самосознания включает и эмоционально-оценочный компонент, то есть то, как человек к себе относится: положительно или отрицательно, насколько он уверен или не уверен в себе, принимает ли свои недостатки или испытывает комплексы.
- Уровень притязаний. Важной стороной самосознания является то, насколько амбициозна личность. Уровень притязаний складывается из представления о своих способностях и своем потенциале. Так человек определяет, на что он способен в этой жизни, на какой социальный статус он может претендовать.
Структура «Я-концепции»
В психологии самосознание имеет разные названия: самоидентичность, «Я-самость», «Я-концепция». Первым этот терпим ввел психолог Уильям Джеймс.
«Я-концепция» – это устойчивое, осознанное представление человека о своей личности, как целостной структуры. «Я-концепция» может со временем видоизменятся, но в целом она постоянна и стабильна, включает 3 основных элемента:
- «Я-реальное» – это представление человека о том, какой он есть на самом деле;
- «Я-идеальное» – то, каким человек хочет быть, его идеальный образ, к которому он может стремиться (тогда это называют «Я-динамическое»), а может только фантазировать о нем («Я-фантастическое»);
- «Я-социальное» – то, каким человек предстает перед обществом, при общении с теми или иными людьми.
Иногда используют более подробную структуру, выделяя «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я возможное (будущее)». Также выделяют «Я телесное», то есть восприятие своей внешности, тела. У людей с ошибками в развитии самосознания выделяется «Я-фальшивое», то есть искаженное представление о себе.
Развитие самосознания
Самосознательность начинает формироваться практически с первых лет жизни ребенка и меняется очень быстро: усложняется, приобретает новые грани, поднимается на другие уровни. Принято считать, что к подростковому возрасту основные структуры личности уже сформированы. Самосознание тоже относится к их числу.
В дальнейшем оно может корректироваться, но уже не так динамично. С годами у человека меняется отношение к себе, система ценностей, потребности, происходит переоценка полученного опыта.
Развитие самосознания начинается с того, что человек начинает отделять себя от окружающей среды, обращать внимание на свой внутренний мир. Вторая ступень – умение себя контролировать, управлять поведением, эмоциями, сознательно менять систему ценностей и установок. Третий уровень развития самосознания – способность принимать себя, ценить свою индивидуальность, признавать свои недостатки и достоинства.
Ошибки в развитии самосознания
Развитие самосознания не всегда идет «по правилам». Травмирующие психику события, негативные факторы окружающей среды, неправильное воспитание могут привести к тому, что у человека:
- искажается самовосприятие – он не способен адекватно воспринимать себя, у него формируется либо заниженная, либо завышенная самооценка;
- искажается миросознание – он не способен критично оценить то, что происходит вокруг, в каких отношениях он находится, как люди к нему относятся;
- снижается уровень самосознания в целом – в этом случае человек редко задумывается о том, что он из себя представляет, какие эмоции испытывает и почему, он не оценивает свои поступки, не может распознать свои потребности.
Когда нарушаются какие-то критерии самосознания, это может привести к различным последствиям: формированию зависимости, в том числе и от другого человека, неадекватному поведению, например ревности, агрессии, неспособности отстаивать свои границы, повышенной тревожности, комплексу неполноценности, потере смысла жизни и пр.
Самосознание в онтогенезе
В процессе развития психики самосознание формируется поэтапно. Сначала ребенок принимает сам факт своего существования, осознает, что он есть как физическое тело. Потом он переключает внимание на вешние объекты. Затем, ближе к 3 годам, он отделяет себя от внешнего мира. Происходит принятие того, что есть он и есть другие люди. Он учится распознавать свои желания и эмоции, регулировать свое поведение.
С годами у него формируется устойчивое представление о себе, то есть его самооценка. Затем появляется принятие себя в различных социальных ролях, появляются разные формы самосознания: Я-реальное, Я-социальное и Я-идеальное. К подростковому возрасту окончательно формируется ощущение своей самоценности.
Самосознание позволяет человеку жить в гармонии с собой и своими потребностями, понимать значимость своей жизни и находить свое призвание.