Самосознание личности – это? Его формы и функции

Саморазвитие

У каждой личности есть сознание, которое может быть направлено как на внешний мир, так и на внутренний. И эта способность отличает человека от других живых существ, позволяет ему развиваться и находить смысл жизни. И все это называется – самосознание личности.

Что такое самосознание

Самосознание – это способность человека осознавать себя, как отдельную от других личность, понимать свое место в обществе, свои социальные роли, возможности, желания, потребности. Развитие самосознания начинается еще с первых лет жизни и позволяет человеку идентифицировать себя, видеть и принимать свою уникальность на всех уровнях:

  • физическом – это осознание своего тела, так называемое «Я-телесное»;
  • социальном – это понимание своих социальных ролей и их принятие;
  • духовном – включает в себя систему морально-нравственных ценностей и жизненных принципов;
  • эмоционально-волевом – это осознание своих желаний, потребностей, целей, мотивов.

Понятие самосознания долгое время рассматривалось в рамках философии неразрывно с вопросами бытия и смысла жизни. В психологии определение самосознания первым ввел Л. С. Выготский, говоря о том, что это «направленность индивида на самого себя».

Говоря простыми словами, самосознание помогает человеку понять: «Кто я есть?», «Что я из себя представляю?», «Какое место я занимаю в этой жизни?», «В чем мое призвание?», «В чем мои сильные и слабые стороны?».

Функции самосознания

Самосознание человека играет важнейшую роль в его жизни, поскольку помогает в решении сразу нескольких важных задач.

Основные функции самосознания заключатся в том, что оно:

  • Стимулирует саморазвитие

Именно благодаря способности осознавать себя, человек может меняться, самосовершенствоваться, преодолевать свои недостатки и слабости.

  • Помогает преодолевать экзистенциальный кризис

Он возникает, когда человек начинает задумываться ради чего живет: в чем смысл его жизни, какую пользу он приносит, как его существование влияет на других людей и что останется после него, каким будет его наследие.

  • Защищает целостность личности

Самосознание строится на определенной системе ценностей и установок, которые помогают человеку ориентироваться в мире, понимать, как жить, что такое хорошо, а что такое плохо. И если кто-то пытается нарушить его представления, навязать свое мнение, самосознание помогает сохранить свою индивидуальность, не принимать чужое мнение и образ жизни.

  • Регулирует поведение человека

Один из критериев самосознания – способность понимать свои желания и ставить на их основе цели. Благодаря этому у человека формируется мотивация к деятельности. Он учится управлять собой, чтобы достигнуть желаемого.

  • Помогает ему сосуществовать с другими людьми

Функции самосознания не ограничиваются пониманием самого себя. Они также помогают ему оставаться частью общества, поскольку благодаря самосознанию он способен находить баланс между своими желаниями и чужими, одновременно и быть собой, и соблюдать социальные предписания.

Как формируется самосознание

Формирование самосознания – это динамичный процесс, который начинается с первых лет жизни ребенка и не прекращается до глубокой старости. Все, что происходит с человеком, все люди, с которыми он сталкивается, события, которые происходит в его жизни – все так или иначе влияет на его личность.

Но в большей степени на формирование самосознания влияют:

  • физические данные – то, какое у человека здоровье, самочувствие, то, как он воспринимает свой внешний облик;
  • мнение значимых взрослых – как родители воспринимают ребенка, как его описывают, фразы, которые они бросают даже в шутку и «любя», все это войдет в его представление о самом себе;
  • социально-культурная среда – это предписанные конкретным обществом нормы, установки и стереотипы, которые определяют, каким должен быть ребенок;
  • самоанализ – это то, как человек воспринимает себя после критической оценки своих поступков, решений, переживаний;
  • опыт – важной стороной самосознания является получаемый опыт, например, если человек занял первое место на конкурсе, он начнет осознавать себя как более умного и успешного, чем если бы он занял последнее.

Предпосылки формирования самосознания определяют насколько у человека будет развит самоконтроль, самопринятие, будет ли он способен к самопознанию, сможет ли он достигнуть той степени самореализации, которая бы его удовлетворила.

Структура форм самосознания

Способность личности принимать и оценивать себя – это не отдельный навык, а сложный комплекс, поэтому структура самосознания включает в себя множество компонентов.

  1. Когнитивный (самопонимание). Это то, как человек сознательно воспринимает себя, в каком образе себя видит сейчас, каким представляет свой образ «будущего Я».
  2. Поведенческо-волевой (саморегуляция). Это то, как человек осознает и принимает свои действия, насколько их контролирует, какие цели перед собой ставит и какие способы выбирает для их достижения.
  3. Самоактуализация. Это стремление человека полностью раскрыть свой потенциал, развить способности, таланты и найти им применение. Говоря простыми словами, самоактуализация – это поиск своего предназначения, своего места в жизни, которое позволит полностью реализовать свои потенциальные возможности.
  4. Самооценка. Структура самосознания включает и эмоционально-оценочный компонент, то есть то, как человек к себе относится: положительно или отрицательно, насколько он уверен или не уверен в себе, принимает ли свои недостатки или испытывает комплексы.
  5. Уровень притязаний. Важной стороной самосознания является то, насколько амбициозна личность. Уровень притязаний складывается из представления о своих способностях и своем потенциале. Так человек определяет, на что он способен в этой жизни, на какой социальный статус он может претендовать.

Структура «Я-концепции»

В психологии самосознание имеет разные названия: самоидентичность, «Я-самость», «Я-концепция». Первым этот терпим ввел психолог Уильям Джеймс.

«Я-концепция» – это устойчивое, осознанное представление человека о своей личности, как целостной структуры. «Я-концепция» может со временем видоизменятся, но в целом она постоянна и стабильна, включает 3 основных элемента:

  • «Я-реальное» – это представление человека о том, какой он есть на самом деле;
  • «Я-идеальное» – то, каким человек хочет быть, его идеальный образ, к которому он может стремиться (тогда это называют «Я-динамическое»), а может только фантазировать о нем («Я-фантастическое»);
  • «Я-социальное» – то, каким человек предстает перед обществом, при общении с теми или иными людьми.

Иногда используют более подробную структуру, выделяя «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я возможное (будущее)». Также выделяют «Я телесное», то есть восприятие своей внешности, тела. У людей с ошибками в развитии самосознания выделяется «Я-фальшивое», то есть искаженное представление о себе.

Развитие самосознания

Самосознательность начинает формироваться практически с первых лет жизни ребенка и меняется очень быстро: усложняется, приобретает новые грани, поднимается на другие уровни. Принято считать, что к подростковому возрасту основные структуры личности уже сформированы. Самосознание тоже относится к их числу.

В дальнейшем оно может корректироваться, но уже не так динамично. С годами у человека меняется отношение к себе, система ценностей, потребности, происходит переоценка полученного опыта.

Развитие самосознания начинается с того, что человек начинает отделять себя от окружающей среды, обращать внимание на свой внутренний мир. Вторая ступень – умение себя контролировать, управлять поведением, эмоциями, сознательно менять систему ценностей и установок. Третий уровень развития самосознания – способность принимать себя, ценить свою индивидуальность, признавать свои недостатки и достоинства.

Ошибки в развитии самосознания

Развитие самосознания не всегда идет «по правилам». Травмирующие психику события, негативные факторы окружающей среды, неправильное воспитание могут привести к тому, что у человека:

  • искажается самовосприятие – он не способен адекватно воспринимать себя, у него формируется либо заниженная, либо завышенная самооценка;
  • искажается миросознание – он не способен критично оценить то, что происходит вокруг, в каких отношениях он находится, как люди к нему относятся;
  • снижается уровень самосознания в целом – в этом случае человек редко задумывается о том, что он из себя представляет, какие эмоции испытывает и почему, он не оценивает свои поступки, не может распознать свои потребности.

Когда нарушаются какие-то критерии самосознания, это может привести к различным последствиям: формированию зависимости, в том числе и от другого человека, неадекватному поведению, например ревности, агрессии, неспособности отстаивать свои границы, повышенной тревожности, комплексу неполноценности, потере смысла жизни и пр.

Самосознание в онтогенезе

В процессе развития психики самосознание формируется поэтапно. Сначала ребенок принимает сам факт своего существования, осознает, что он есть как физическое тело. Потом он переключает внимание на вешние объекты. Затем, ближе к 3 годам, он отделяет себя от внешнего мира. Происходит принятие того, что есть он и есть другие люди. Он учится распознавать свои желания и эмоции, регулировать свое поведение.

С годами у него формируется устойчивое представление о себе, то есть его самооценка. Затем появляется принятие себя в различных социальных ролях, появляются разные формы самосознания: Я-реальное, Я-социальное и Я-идеальное. К подростковому возрасту окончательно формируется ощущение своей самоценности.

Самосознание позволяет человеку жить в гармонии с собой и своими потребностями, понимать значимость своей жизни и находить свое призвание.

Анастасия Соколова
Анастасия Соколова

Практикующий психолог.
Специалист по сказкотерапии (Австрийская школа).
Тьютор. Ведущая психотерапевтических групп - личностный рост, проработка детских травм, помощь в разрешении проблем в отношениях.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
OZDOROVIK.RU
Добавить комментарий