Память позволяет не только сохранять и извлекать нужную информацию. Она также влияет на скорость мышления, сообразительность, адаптивность человека, помогает ему быстрее достигать поставленных целей и уберегает от многих дегенеративных заболеваний. При этом память очень пластична, ее можно развивать. Для этого используется мнемотехника – настоящее искусство запоминания.
- Что такое мнемотехника
- Мнемотехнические методы
- Цифро-буквенный код
- Буквенно-цифровой код
- Виды мнемотехник
- Мнемотехника для детей и подростков
- Метод историй
- Метод «Цепочка»
- Метод Цицерона
- Мнемотехника для развития памяти у взрослых
- Аббревиатуры
- Ассоциации
- «Римская комната»
- Метод Айвазовского
- Визуализация
- Рифмы
- Созвучие
- Повторения
- Где применяется мнемотехника
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это наука, которая разрабатывает разные приемы и способы запоминания, увеличения объема памяти и ее развития. С помощью различных мнемонических приемов разрозненная, трудная для запоминания информация приобретает структуру, смысл, логику и легко «укладывается по полочкам» вашего разума.
Мнемотехника как способ запоминания информации сейчас набирает популярность, потому что в современном мире человеку приходится справляться с большим потоком внешних стимулов, фильтровать их, усваивать. Случайное запоминание ненужной информации снижает способность извлекать то, что действительно необходимо.
Различные гаджеты, с одной стороны, облегчили людям жизнь. С другой, их использование привело к тому, что люди перестали тренировать свою память и она начала ослабевать.
Несмотря на свою актуальность именно сейчас, сама по себе мнемотехника – это не новое «изобретение». Первые упоминания о ней датируются 86 г. до н. э. И, несмотря на постоянное развитие, основные техники запоминания с тех пор не сильно изменились.
Мнемотехнические методы
Для того, чтобы усваивать большие объемы информации, мнемонист может использовать, как простые, рациональные приемы запоминания, которые многие люди осваивают еще в школе, так и сложные мнемические схемы.
Сложными они кажутся только вначале, но, стоит их освоить, как они превращаются в совершенно естественные ментальные приемы, которые человек начинает использовать даже не задумываясь.
Выделяют 2 «специальных» метода запоминания информации.
Цифро-буквенный код
Он подходит для тех, кому легче запомнить цифры, нежели буквы или фразы. Смысл в том, чтобы каждой цифре присвоить определенную букву. Можно делать это самостоятельно или воспользоваться готовой схемой, где:
- 0 – это буква «х», то есть крест;
- 1 – «р», от слова «раз»;
- 2 – «д», от слова «два»;
- 3 – «з» по внешней схожести;
- 4 – «ч», от слова «четыре»;
- 5 – «б» по схожести;
- 6, 7 – соответственно «ш», «с»;
- 8 – «ф» по схожести;
- 9 – «м», от слова «много».
Чтобы воспроизвести набор слов «редиска», «чеснок», «морковь», «сок», нужно просто запомнить число 1497.
Буквенно-цифровой код
Это «перекодирование» чисел во фразу. Каждой цифре присваивается определенная буква, например 1 — г/ж, 2 — д/т, 3 — к/х, 7 — с/з, 0 — м/н и так далее. Подобные связки нужно заучить.
Если нужно сохранить в памяти какое-то число, например, 13720, можно составить отдельную фразу согласно коду: «где кашу съели, там ее нет».
Виды мнемотехник
Методы запоминания разрабатывались на протяжении длительного времени, поэтому разделились на несколько подходов. Если вы хотите освоить мнемотехники, лучше выбрать один из видов мнемотехник.
- Народная. Она знакома каждому человеку. Существует множество мнемонических правил для запоминания. Например, стишки, благодаря которым дети запоминают цвета радуги, или слова-исключения в русском языке. Народная мнемоника часто возникает стихийно, на практике. Например, когда человек вырабатывает свою систему, чтобы запоминать файлы на рабочем столе или номера телефонов.
- Классическая. Это первый вид мнемотехники, ставший истоком для развития всех остальных направлений. Его активно начали использовать в риторике, чтобы запоминать большой объем текста и безошибочно его воспроизводить. Классическая мнемотехника включает в себя методы визуализации, мнемокарты, метод Цицерона, зрительные ассоциации.
- Педагогическая. Она появилась в 16 веке и приобрела большую популярность, потому что была доступна абсолютно каждому человеку. Этот вид не требует сложных визуализаций или специальных кодов, а использует такие методы, как многократное повторение, переписывание текста, прочтение вслух, перерисовка карты, конспектирование лекционного материала, игра. Все эти приемы активно применяются в педагогической деятельности, потому что доступны для детей и подростков.
- Цирковая. Такое название этот вид получил, потому что впервые был сформирован в цирковой среде. Суть в том, что в каком-то узком кругу профессионалов формируются свои сигнальные системы, жесты, сокращения, которые позволяют не только быстро запоминать информацию, но и передавать ее путем различных условных обозначений.
- Современная. Этот вид возник относительно недавно и базируется на современных нейробиологических исследованиях, данных, полученных о работе мозга. Она достаточно сложна и требует обучения. Включает в себя такие методы, как «Соединение образов», выстраивание ассоциаций по принципу фундаментальных и вспомогательных частей, обучение методам стимуляции мозга и пр.
Мнемотехника для детей и подростков
Мнемотехника для развития детских способностей к запоминанию – это вклад в будущее ребенка, ведь благодаря этому он не только лучше начинает понимать возможности своей памяти, но и использовать их самостоятельно.
Метод историй
Этот прием хорошо подходит для школьников, потому что он веселый и интересный. Когда нужно запомнить набор бессвязных слов, это сделать гораздо легче, если сформировать их в одну короткую историю. Обычно она получается веселой, где-то нелепой, что вызывает эмоциональную реакцию у ребенка и облегчает запоминание.
Положительная сторона метода в том, что он тренирует не только память, но и креативность, развивает творческое начало и учит выстраивать причинно-следственные связи.
Метод «Цепочка»
Любой набор слов можно последовательно нанизывать на воображаемую веревку или леску, так, чтобы каждое словно стало звеном одной цепочки. Преимущество этого метода в том, что его можно использовать на ходу, он не требует специального обучения или подготовки. «Снимать» слова нужно в той же последовательности, потому что суть метода в том, что поток слов становится не хаотичным, а в связке с теми словами, которые стояли рядом.
Метод Цицерона
Для детей этот метод посложнее предыдущих. Но его тренировка с юного возраста – хороший вклад в будущее. Нужно, чтобы ребенок представил какое-то хорошо знакомое ему пространство, например, его комнату. Он знает все ее уголки, все предметы, которые в ней есть.
Каждый раз, запоминая какую-то информацию, ее нужно поместить в эту «римскую комнату». Когда ребенок воображает, что ходит по ней, у него, по методу ассоциаций, будут всплывать образы тех вещей, которые он поместил, например, под телевизором, у кровати, на рабочем столе.
Этот метод помогает развивать у малышей воображение, абстрактное мышление.
Мнемотехника для развития памяти у взрослых
Существует множество различных мнемонических техник, которые взрослый человек может использовать, не выходя из дома. Это простые упражнения, так сказать, мнемотехника «для начинающих».
Важно понимать, что вначале тренировка может казаться трудной, а плоды трудов станут заметны спустя пару недель. Память у взрослых не так пластична, как у детей, но это не значит, что приемы мнемотехники не могут ее «прокачать». Просто иногда для этого нужно приложить немного волевых усилий, упорства и дисциплины.
Аббревиатуры
Если вам нужно запомнить ряд терминов, которые не связаны между собой, всегда можно сконцентрировать внимание только на первых буквах и создать слово или словосочетание. Например, легче запомнить «МАГНИТ», чем мандарины, анчоусы, гречка, носки, икра и томаты.
Ассоциации
Для быстрого заучивания придумывайте ассоциации между теми словами и фразами, которые, на первый взгляд, не имеют логической связи. Ассоциация – это закономерно возникающая связь между несколькими явлениями. Она может быть индивидуальна для каждого человека.
Например, вы не можете запомнить имя коллеги, которого зовут Павел. Если вы заметите, что внешне или по поведению он напоминает вам павлина, увидев его в следующий раз, вы мгновенно вспомните имя.
Ассоциации можно создавать искусственно, чтобы выстроить новую нейронную цепь. Даже если Павел не похож на павлина, но, если вы несколько раз представите коллегу с этой птицей в руках, вы выработаете эту ассоциацию.
«Римская комната»
Гениальность метода Цицерона в том, что человек в своем мышлении всегда оперирует образами и смыслами. Если информация не вызывает никаких ассоциаций, для быстрого заучивания ее можно привязать к конкретному месту – для этого используется ментальная комната или пространство, которое вам хорошо знакомо.
Это может быть придуманная библиотека, каждая полка которой отображает определенную сферу жизни или направление мысли. Для любой информации нужно найти свое место, подходя к которому, вы сможете ее тут же извлечь из «чертогов разума».
Метод Айвазовского
Он подходит для тренировки фотографической памяти. Несколько минут визуально исследуйте какой-нибудь объект: картину, пейзаж, человека, предмет. Потом закройте глаза и попытайтесь представить это во всех деталях. Посмотрите на объект и дополните образ, если вы что-то упустили. Сделайте так несколько раз, и вам удастся запечатлеть представленную картину.
Визуализация
Чтобы запомнить что-то, нужно в мельчайших подробностях представить предмет визуально, рассмотреть в своем воображении. Образ можно обогатить узорами, цветом, плющом, чтобы сделать неповторимым.
С некоторыми понятиями это сделать трудно, например, если нужно запомнить нечто абстрактное, например, слово «удача» или «любовь». Тогда нужно использовать свободные ассоциации, то есть запечатлеть первую картинку, которая пришла вам в голову.
Рифмы
Стихотворная информация запоминается проще по двум причинам. Во-первых, из-за ритма, во-вторых – из-за ассоциативного ряда, который легче запоминается. Этим активно пользуются в маркетинге – рифмованный текст рекламы может годами храниться в памяти.
Если вы хотите что-то запомнить, рифмованные мнемонические фразы – один из лучших способов для этого.
Созвучие
Это выстраивание ассоциаций между словами, которые звучат практически одинаково. Например, слово «топинамбур» – топи наобум. Созвучие часто используется, чтобы быстро запомнить иностранные слова: «bread» – бред, «clever» – клевер, «look» – лук.
Повторения
Это «классическое» упражнение для развития памяти. Каждая мысль человека или действие – это определенная нейронная связь в головном мозге.
Чем чаще мысль повторяется, чем чаще активизируется эта связь, и тем глубже «врезается» в память. Это как тропинка в заснеженном лесу, путь по которой – это путь наименьшего сопротивления.
Где применяется мнемотехника
Техники и мнемонические правила чаще всего применяются во время обучения. Они помогают запомнить различные правила русского языка, например «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц». Но и усвоение других школьных предметов становится легче, если применять различные приемы мнемотехники, например «Если ищем ширину, делим площадь на длину».
На самом деле, все, что нужно запомнить в реальной жизни – номера телефонов, список продуктов, техническую информацию, адреса, лица и имена людей – все можно усвоить намного проще, если знать и уметь использовать ассоциации, визуализацию, рифму, «римскую комнату» и пр.
С точки зрения психологии, используя мнемонический подход, можно не просто запомнить нужную информацию, но и «прокачать» свои мыслительные способности, развить память, нестандартное мышление, его гибкость и быстроту. Главное – внедрить эти техники в свою жизнь, сделать их чем-то привычным и естественным, тогда вы заметите, насколько легче усваивать новое и применять знания на практике.