Как развить эйдетическую память

Интеллектуальное

Все слышали о людях, которые могут мгновенно и во всех подробностях описать, что с ними произошло много лет назад. Или лишь взглянуть на текст и тут же его пересказать слово в слово. Многие считают, что такие люди – одаренные. На самом деле у них просто хорошо развита эйдетическая память.

Что такое эйдетика

Эйдетизм – это способность человека детально описывать образы, которые он когда-либо видел. Например, он может точно описать, что увидел на плакате 10 лет назад. Или пересказать книгу, прочитанную в школе.

Он запечатлевает какую-либо информацию в виде определенного образа, который может быть визуальным, слуховым, тактильным и пр. Этот эйдетический образ сохраняется в памяти на долгие годы и человек в любой момент может его «извлечь» именно в том виде, в котором запомнил.

Эйдетическая память предполагает, что человек не просто вспоминает тот или иной образ. Он его «видит» внутренним взором и описывает так, будто наблюдает здесь и сейчас.

 

В популярной литературе это называется «фотографическая память», хотя в психологии этот термин используется реже. Такое название предполагает абсолютную, феноменальную способность воспроизводить все в мельчайших подробностях. Но пока исследования еще не нашли достоверных доказательств такой способности. Но люди с эйдетической памятью действительно существуют.

Степени эйдетической памяти

Этот вид запоминания не стоит рассматривать, как нечто уникальное, доступное только людям с феноменальными способностями. На самом деле у каждого человека есть способность к эйдетике, разница лишь в том, насколько она развита.

Э. Йенш разработал типологизацию, которая отражает степень развития эйдетической памяти:

  • нулевая – у человека лишь на короткое время фиксируется в памяти образ, который отражает лишь некоторые фрагменты объекта;
  • первая – человеку необходимо повторение или любое другое закрепление, чтобы запечатлеть в памяти определенный образ, который будет носить фрагментарный характер;
  • вторая – сохраненные в памяти образы могут быть не детальными, слабыми, для их запоминания необходимо закрепление;
  • третья – образы могут быть слабыми или не полными, но они запоминаются без каких-либо усилий, не нужна фиксация внимания на объекте;
  • четвертая – способность формировать точные образы даже сложных объектов;
  • пятая – человек без каких-либо усилий запоминает информацию, формирует яркие, детальные и точные образы, которые идентичны оригиналу.Код на лице

Особенности фотографической памяти

Механизм запоминания у эйдетиков имеет ряд отличительных черт, которые и делают их способности к хранению информации феноменальными.

  1. Разные модальности

Из-за того, что часто используется название «фотографическая память», многие думают, что в данном случае запоминается только картинка. На самом деле это не совсем так, ведь эйдетик способен запечатлевать как визуальные образы, так и слуховые, осязательные, обонятельные.

При вспоминании того или иного события, первой в памяти «всплывает» картинка, а затем появляются и остальные детали: звуки, запахи, даже настроение, в котором человек находился в тот момент.

  1. Детализация

Эйдетический образ характеризуется точностью различных деталей. Например, человек запомнит не только лицо собеседника, но и его одежду, часы, даже количество пуговиц на пиджаке и пр.

  1. Яркость образов

Память большинства людей имеет ряд закономерностей. Например, воспоминаниям свойственно искажаться, угасать, терять цвета. Какое-то яркое событие спустя 10 лет будет казаться бледнее, скуднее.

У эйдетиков такого не происходит. Феноменальная память позволяет им сохранять исходный образ точно таким, каким они его увидели.

  1. Большой объем памяти

Такие люди способны запоминать гораздо большее количество информации, чем все остальные. Эта не врожденная способность. На самом деле, пока еще не установлено предела для человеческой памяти, просто не все имеют навык правильно ее структурировать, чтобы потом уметь вспомнить.

  1. Непроизвольность восприятия и сохранения

Эйдетик запоминает все, часто не прикладывая к этому волевых усилий. Он просто наблюдает за происходящим вокруг и это впечатывается в память. Психология расценивает это как серьезное негативное последствие.

Человек рефлекторно запоминает много ненужной информации, которая ему никогда не понадобится. Хуже, что он запоминает на долгие годы даже то, что хотел бы забыть, например, неприятные или трагичные ситуации.

  1. Сознательное воспроизведение

Эйдетики способны сознательно извлекать из своей памяти необходимые образы. Большинство людей могут, приложив усилия, вспомнить что-то, если не сразу, то в ближайшее время. Например, через день или два с ними случается «озарение», они вспоминают имя знакомого или название песни. Но люди с фотографической памятью делают это практически мгновенно и без особых усилий.

Примеры эйдетической памяти

Многие знаменитые люди обладали фотографической памятью. Так, например, Моцарт уже в 3 года запоминал то, что играл отец. Шахматист Алехин в деталях помнил каждую сыгранную им партию. Цезарь знал в лицо всех своих солдат. Т. Рузвельт, Н. Тесла тоже обладали феноменальной памятью.

Житель США Ким Пик мог параллельно читать 2 страницы и точно пересказывать прочитанное. Мэрил Хеннер помнила в мельчайших подробностях каждый свой день.

Как развить эйдетическую память

У людей с феноменальной памятью эйдетизм может быть врожденным или приобретенным. Обычно способность к образному запоминанию развивается сознательно, когда человек ставит четкую задачу и начинает тренировку. Либо она развивается из необходимости, например, у тех, чья профессия предполагает запоминание большого количества информации.

Так, многие шахматисты способны детально пересказать бесчисленное количество партий. Однако, далеко не все из них также хорошо запоминают, например, стихи или события из далекого прошлого.

Шах и мат!

Также установлено, что эйдетизм больше характерен для творческих людей, поскольку у них лучше развито воображение, которое напрямую связано с образностью восприятия и запоминания.

Методы

Для развития эйдетической памяти важно не только постоянно тренировать ее, но и пересмотреть свой образ жизни в целом:

  • правильно и полноценно питаться – мозг работает более эффективно, если организм получает все необходимые макро и микроэлементы;
  • заниматься спортом – благодаря физической активности мозговая ткань лучше насыщается кислородом, также улучшается кровоток;
  • менять привычные маршруты и тренировать не ведущую руку – это поможет «прокачать» ваше мышление.

Также важно развивать все модальности восприятия: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Например, когда чистите зубы, выключите свет в ванной. Или попробуйте на запах определять разные продукты в холодильнике. Выключите звук при просмотре сериала и постарайтесь уловить смысл происходящего.

Тренируйте образную память, например, идя на работу, попробуйте детально представить, какую картинку вы увидите, когда завернете за угол. Посчитайте машины, которые заметите, или дома, детей, которые встретятся вам по дороге. Попробуйте запомнить эти числа, а вечером воспроизвести.

Есть 3 эффективных техники, которые развивают эйдетическую память.

Работа с ассоциациями

Когда вам нужно что-то запомнить, придумайте для этого различные образы и «сложите» их в парадоксальную или смешную историю. Если она будет яркой, то вы легкое ее вспомните, а, вслед за ней и нужную вам информацию.

Акровербальная техника

Чтобы запомнить какую-то информацию, ее нужно преобразовать в стихи, песенки или тексты. Так школьники запоминают сложные правила, слова-исключения, падежи, цвета радуги и т.д.

Метод Айвазовского

Это классическая тренировка, чтобы развить фотографическую память. Посмотрите на какой-то объект. Постарайтесь рассмотреть его во всех деталях. Потом закройте глаза и в своем воображении воспроизведите увиденный образ в мельчайших подробностях.

Затем откройте глаза и снова посмотрите на объект. Что вы упустили? Какие нюансы не запомнили? Сосредоточьтесь на них. Вернувшись к воображаемому образу, дополните его.

Эйдетика для детей

Считается, что эйдетическая память есть у каждого ребенка как врожденный механизм запоминания. Однако, в процессе взросления, у большинства он вытесняется словесно-логическим способом усвоения новой информации. Дети перестают задействовать образную память, предпочитая выстраивать причинно-следственные связи.

Рисуем

Но детство – лучшее время для развития именно фотографической памяти. Мозг ребенка пластичен, дети обладают большим объемом памяти, у них хорошо развито воображение и способность к ассоциациям.

Тренируйте память ребенка. Попросите во всех деталях рассказать, что произошло в школе. Или пусть вспомнит, во что он был вчера одет. Идя с ним по привычному маршруту, попросите рассказать, что будет ждать его за поворотом, какого цвета качели, на которых он каждый день качается.

Полезно играть в «10 отличий». Дайте ребенку запомнить все предметы, которые лежат на столе. Потом, когда он закрыл глаза, уберите что-нибудь. Ребенок должен понять, какой вещи не хватает. Когда он начнет успешно выполнять задание, усложните его. Убирайте больше предметов, добавляйте новые. Не ограничивайтесь только столом, используйте всю комнату.

Эйдетическая память помогает добиться успеха в работе, лучше усваивать новую информацию, ускоряет процессы мышления. Эта способность доступна каждому человеку, необходимо лишь приложить усилия, чтобы ее развить.

Анастасия Соколова
Анастасия Соколова

Практикующий психолог.
Специалист по сказкотерапии (Австрийская школа).
Тьютор. Ведущая психотерапевтических групп - личностный рост, проработка детских травм, помощь в разрешении проблем в отношениях.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
OZDOROVIK.RU
Добавить комментарий

  1. Серж

    Интересно, жаль что у меня все наоборот, все забываю.

    Ответить
    1. Светлана

      Аналогично. У нас, наверное, память перегружен проблемами житейскими. Мыслями, как растянуть последние гроши до зарплаты и не оставить ребёнка, собаченка, котёнка без еды. А сами-то ладно на картошке, да на тыкве. Какой-тут питаться правильно. С такими доходами как у нас отупеешь скорее. А с мыслями что там за углом на работу можно опоздать.

      Ответить
  2. Светлана

    Спасибо за статью. Вот вспомнила что у меня развита фотографическая память при чтении книг. Точно помню в каком месте на странице располагается нужный абзац. Надо потренироваться с закрытыми глазами.

    Ответить